История создания "Общества развития Ки" и "Син Син Тойцу Айкидо" В ЯПОНИИИ

Коичи Тохей (Koichi Tohei)

родился в январе 1920 г. В 9 лет начал тренировки по дзюдо. С 17 лет изучал Мисоги и Дзен. В 19 лет он приступил к занятиям Айкидо у Морихея Уэсибы. В 25 лет он стал изучать принципы объединения ума и тела у Темпу Накамура. Обучал принципам Ки и Айкидо в США и Европе с 1953 г. В 1971 г. основал ”Общество развития Ки” (KI NO KENKYUKAI), где по настоящее время обучают принципам становления единства со Вселенной и умению использовать эти принципы в применении Киацу и в повседневной жизни. 1 мая 1974 г. основал ”Син Син Тойцу Айкидо”, т.е. Айкидо, основанное на принципах объединения ума и тела и слияния со Вселенной.

К.Тохей, говоря о себе, всегда подчёркивал, что всю жизнь он посвятил метафизическим занятиям, и намерен продолжать их до конца своих дней, поскольку Вселенная беспредельна, она не имеет ни начала, ни конца, поэтому нам не дано успокоиться на достигнутом. Чем больше мы узнаём о какой-то области, тем больше понимаем, сколько ещё предстоит узнать. Наслаждаться всей полнотой жизни – самое большое удовольствие.

К.Тохей начал заниматься дзюдо в девятилетнем возрасте. Несмотря на то, что он был с рождения болезненным и хрупким мальчиком, занятия по дзюдо укрепляли его Ки и были успешными – он побеждал на соревнованиях по дзюдо среди студентов. Но, однажды, на тренировке получил травму грудной клетки и врач запретил ему заниматься дзюдо и физическими упражнениями, ограничив его короткими прогулками. Такой поворот событий совершенно подавил К.Тохея и его Ки ослабла.

Пережитое в те дни научило его, что человек может болеть телом, но его ум никогда не должен поддаваться болезни. Мучительные дни проведённые в постели убедили в том, что нельзя растрачивать свою жизнь подобным образом.

Через два месяца К.Тохей начал чувствовать себя достаточно хорошо, так что смог уже сидеть. Он начал читать книги о метафизическом обучении, медитации и религии. Были прочитаны ”Суждения и Беседы” Конфуция и ”Мэн-цзы” – две древнекитайские книги, а также, биографии многих великих людей этого мира. Особенно его увлёк другой древнекитайский шедевр – ”Сайконтан”, который перечитывался столько раз, что почти выучил наизусть. (Со слов учи-деси Котодзи Сигеру, К.Тохей читал много трактатов и книг о мастерах дзен и мастерах боевых искусств и, часто, на тренировках в Хомбу-додзё, цитировал высказывания Миямото Мусаси из ”книги пяти колец”, а также высказывания из других источников). Постепенно К.Тохей пришёл к решению начать обучаться самому, которое усилилось после того, как была прочитана книга ”Беседы с учителем”. Эта книга посвящена жизни и философии японского мастера военного искусства и политика Ямакао Тэссю. В ней шла речь о его упорном следовании аскетическим практикам. Особенно сильное впечатление произвело описание обучения в сюнфуканском Додзё. Узнав, что автор этой книги проходил обучение в додзё Итикукай, которое находится недалеко от Токио, Коичи Тохей отправился туда.

Вначале его не приняли в додзё из-за хрупкого телосложения и болезненного вида. Но К.Тохей настаивал на своём желании обучаться в додзё и ему предложили заниматься сперва дзадзен, а потом, когда окрепнет, перейти к медитативной практике – мисоги.

Сидение в дзадзен начиналось в 6 часов вечера. С 7 до 8 часов мастер Дзёсэй Ота читал лекции. После полугода занятий К.Тохей восстановил своё здоровье и силу Ки. В дзадзен он мог проводить всю ночь. Вскоре его допустили к Мисоги – методу дыхания, который был разработан деятелями религии синто. Этот метод заключается в том, что все произносят звуки нараспев в унисон со звоном колокольчиков. В частности, распевались восемь слогов: ”То-Хо-Ка-Ми-Э-Ми-Та-Ми”. (Эта практика используется и в настоящее время в Хомбу Додзё К.Тохея. Во время распева, правой рукой берётся колокольчик, поднимается и резко опускается вниз к правому колену, как будто это меч, в такт с выдохом и звуком). Эта практика хорошо укрепляет ум и тело и не позволяет ослабнуть своей Ки.

В первый же вечер после Мисоги у К.Тохея началась боль в груди, похожая на боль, когда он заболевал плевритом. Но он не оставил свои занятия, потому что дал себе слово не прекращать их, даже если они его убьют. Всё правильно, думал он. Если суждено умереть, пусть я умру. Примирившись с этой мыслью, он продолжал тренироваться и боль постепенно начала убывать, а через три дня прекратилась вовсе.

Через некоторое время К.Тохей стал старшим учеником и помогал начинающим совершенствоваться. Сидя в дзадзен всю ночь, К.Тохей отправлялся в школу и постоянно засыпал во время уроков. А поскольку при этом он сидел неподвижно и сохранял хорошую позу, одноклассники прозвали его ”Тэндзё Юига Докусан”, что значит – ”Я – центр Вселенной” – это известное буддистское изречение.

Примерно год спустя К.Тохей отказался от занятий дзюдо, потому что после практики дзэн и мисоги они больше не приносили удовлетворения. Техники дзюдо были основаны только на движении тела и игнорировали движения ума. Наставник К.Тохея в клубе дзюдо передал ему рекомендательное письмо к мастеру Айки-будо Морихею Уэсибе.

На момент его прихода в Уэсиба-додзё мастер отсутствовал, поэтому К.Тохей задал вопрос ученику Морихея Уэсибы о том, что такое Айкидо. Ученик взял руку К.Тохея и применил болезненный захват. Было очень больно, но он стерпел продолжая смотреть в лицо ученику. (Когда-то, очень давно, самурай отправлялся в Корею, чтобы сразиться с тигром. Самурай позволял тигру грызть руку, а другой рукой выхватывал меч и убивал тигра.) Увидев реакцию К.Тохея, ученик остановился. К.Тохей был разочарован и собрался уходить, но в это время вернулся Морихей Уэсиба и со своим учеником продемонстрировал броски, которые со стороны казались фальшивыми. Мастер Уэсиба предложил К.Тохею напасть на него. К.Тохей попытался схватить его, но тут же оказался на татами. Он не мог понять, как мастеру удалось его отбросить. Он не почувствовал, что к телу была приложена какая-нибудь сила. Если бы была приложена сила, то можно было бы подумать о защите, но он вообще не чувствовал никакой силы. К. Тохей понял, что это было то, что он искал.

К.Тохею повезло, он был принят в ученики. А уже через 6 месяцев никто в додзё, за исключением мастера Уэсибы, никто не мог отбросить его в технике кокюдоса, которая проводится в сейдза.

Позднее К.Тохей понял, в чём причина. Он сам того не подозревая, соблюдал первый и третий из Четырёх основных принципов объединения ума и тела: держать внимание в единой точке и полностью расслабиться. Он выполнял это благодаря наработанной практике дзен и мисоги, т.к. невозможно всю ночь сидеть в дзадзен с напряжёнными руками и плечами или весь день выполнять мисоги. Для того, чтобы долго заниматься этим следует полностью расслабиться. Так, К.Тохей пришел в додзё Морихея Уэсиба уже обладая умением объединять ум и тело, поэтому он начал быстро осваивать мастерство Айкидо.

Уже через год с начала занятий К.Тохей начал сопровождать Морихея Уэсибу и иногда проводить занятия вместо него. В то время К.Тохей имел черный пояс по дзюдо, но не имел никаких званий в айки-будо, хотя и обучал там людей.

За время своей духовной практики К.Тохей решил множество коанов и думал, что подготовлен к смерти. Однако, участия в боевых действиях в 1944 году на территории Китая, показали разницу между повседневной жизнью и настоящей битвой. Коичи Тохей испытывал горький стыд за пережитый страх во время боев. Он понял, что не готов к смерти и стал подолгу сидеть в дзадзен, размышляя следующим образом: ”Если Вселенная обладает разумом, она не допустит, чтобы все мои занятия прошли даром. Мне ещё рано умирать, потому что я не успел довести начатое до конца. Если я должен сейчас умереть, значит Вселенная лишена разума и я не хочу иметь дело с такой Вселенной. Я с радостью покину её. Я с радостью подчинюсь решению Вселенной о том, должен я жить или умереть”. После принятого решения К.Тохей испытывал большую легкость и неотягощенность в душе. Это было состояние истинного расслабления – второй из Четырёх принципов объединения ума и тела. После этого пули больше его не беспокоили. Он начал понимать, что если довериться Вселенной и полностью расслабиться, то она наполняет свежей Ки и, тогда, даже пули не трогают такого человека.

Так, в К.Тохее утвердилась уверенность в том, что полностью расслабившись и наполнившись Ки, можно справляться со всеми жизненными трудностями.

Во время острых фронтовых ситуаций, К.Тохей помещал свою силу в нижнюю часть живота и часто, при этом, начинал испытывать слабость. А если забывал об этой точке, то его сковывал страх. Этот парадокс смущал его разум и побуждал к исследованиям. В результате стало понятно, что нижняя часть живота – это не место, куда следует помещать свою силу. Достаточно концентрации ума на ней – и сила сама приходит в нужное место тела. Так, К.Тохей пришёл к выводу, что по-настоящему эффективный метод в любой ситуации один – сосредоточить своё внимание в Единой точке ниже пупка.

После этого К.Тохей чувствовал себя легко, мог полностью расслабиться и сохранять способность управлять любой острой и сложной ситуацией.

После окончания войны К.Тохей возобновил занятия мисоги и айкидо, а вскоре, получил шестой дан. В 1952 году, мастер Уэсиба присвоил ему восьмой дан, а через четыре года – девятый и назначил главным инструктором в Штаб-квартире Айкидо.

К тому времени, техника Уэсибы Морихея достигла совершенства. Никто не мог понять, откуда берётся плавность его движений. Используя эту же технику, его ученики не могли одолеть противника.

К.Тохей был представлен мастеру Тэмпу Накамура, который учил объединению ума и тела в токийском храме Гококуйи. Мастер Накамура занимался йогой в Гималаях, а вернувшись в Японию стал проповедовать об огромной силе, которой обладает человек, и о том, что ум движет телом. На этих лекциях, К.Тохей понял, что Морихей Уэсиба сначала воздействовал на ум нападающего, а затем швырял его тело, так что он не мог оказать сопротивления. А его ученики пытались сразу перемещать тело, не используя сначала ум, поэтому броски не получались.

Но как можно управлять умом другого человека? Прежде чем воздействовать на чужой ум, сначала нужно научиться управлять собственным! После таких рассуждений, К.Тохей пришел к выводу, что основа айкидо – объединение ума и тела.

Айкидо – это по сути путь к тому, чтобы стать единым с Ки. Но если рассматривать эту технику как средство слиться с Ки других людей, то это будет неправильное понимание сути айкидо и, в таком случае, его методы становятся неэффективными. Айкидо должно стать путем объединения с Ки Вселенной. А для того чтобы стать одним целым со Вселенной, прежде всего нужно согласовать ум и тело. Иначе, если ум и тело разделены, то как можно стать всей Вселенной? Настоящее айкидо основано на объединении ума и тела.

Обдумав и пересмотрев всю технику айкидо в свете правил объединения ума и тела, К.Тохей понял, что раньше применял только физическую силу, но после того, как научился воздействовать на Ки противника, то мог легко отбросить крупного человека не применяя силы.

К.Тохей – человек невысокого роста, но обучал айкидо в США и в Европе тех людей, которые были вдвое больше его и он справлялся с четырьмя или пятью нападающими на него людьми. С помощь одной только физической силы сделать это было бы невозможно. Поэтому К.Тохей всегда говорил своим ученикам: ”Прежде чем вы научитесь правильно пользоваться техникой айкидо, нужно научиться объединять ум и тело. Это путь развития Ки. Основная цель тренировки – правильная техника айкидо, а объединение ума и тела – это средство её достижения”.

Пока был жив мастер Морихей Уэсиба, то постоянно говорилось о Ки. Но после его смерти люди не только перестали думать о Ки, но и вообще стараются избегать этого слова. Поэтому айкидо Морихея Уэсибы стало превращаться в формальную технику. Стремясь сохранить и развить знания об объединении ума и тела К.Тохей предложил организовать Ки-Классы при Штаб-квартире Айкидо, но получил разрешение основать классы Ки отдельно от Штаб-квартиры Айкидо. Определённые разногласия привели к тому, что К.Тохей создал организацию ”Общество изучения Ки”, а позже и ”Син Син Тойцу Айкидо”, т.е. Айкидо, основанное на принципах объединения ума и тела.