ИНТЕЛЛЕКТ И АЙКИДО

Здесь мы поговорим о том, как необходимо изучать технику и об ошибках, которые делает большинство практикующих.

Очень многие люди, приходя в зал для занятий айкидо сталкиваются с проблемой непонимания того, что им объясняют, и как нужно делать технику.

Эта проблема лежит не в области айкидо, а в области привычек, стереотипов и манеры поведения.

 Айкидо многими людьми воспринимается как нечто высокоинтеллектуальное, недоступное многим.

 На самом деле это не совсем так.

 При этом данное восприятие привлекает в айкидо определенный тип людей с определенными стереотипами.

 Причем эти стереотипы настолько широко распространены, что мы даже не подозреваем об этом.

Для того, чтобы понять эти заблуждения, сначала надо определить из чего состоит айкидо.

 В нем есть три стороны:

а) техника, то есть последовательность скоординированных между собой действий рук, ног и всего тела в пространстве и времени,

б) внутреннее содержание, то, что мы называем "ки",

в) все это вместе должно быть сделано в соответствии с действиями нападающего.

Приходя на тренировки, человек сначала сталкивается с пунктом "а", потом понимает (если понимает), что без пунктов "б" и "в" первый пункт бесполезен.

 Иными словами, на него через очень короткий промежуток времени после начала занятий наваливается вся куча проблем, связанных с координацией конечностей, перемещением в пространстве, взаимодействием с партнером и вдобавок еще какое-то непонятное "ки"...

 Большинство из тех, кто начинает заниматься, встает лицом к лицу с реальностью того, что он не может повторить даже элементарные вещи, которые ему показывает сенсей.

 Даже простая последовательность шагов, даже простые движения руками, даже элементарное положение своих рук на руках уке являются загадочными и недоступными пониманию.

Давайте попробуем разобраться, как действует начинающий и в чем заключается ошибка, приводящая его в тупик непонимания.

Придя на тренировку, как правило, занимающийся в момент объяснения сидит или стоит и смотрит, что ему показывает и объясняет сенсей.

 Однако, надо принять во внимание следующий момент. У нас в стране (как и во всем мире, впрочем) есть система образования.

 Она вся построена на использовании интеллекта. Даже те отрасли, которые относятся к искусству, построены на интеллекте.

 Это не является чем-то плохим. Это замечательно.

 Однако, получая такой тип образования человек получает определенный стереотип действия - он пытается все вокруг воспринимать с помощью интеллекта и попыток понять, что происходит вокруг.

 Это абсолютно практично и полезно в мире, где используются машины.

 С помощью физики можно описать принципы физических процессов в механике окружающего мира, с помощью химии - процессы взаимодействий веществ и т.д.

 Однако, парадокс заключается в том, что вся наука объясняет ПРИНЦИПЫ взаимодействий, ЗАКОНОМЕРНОСТИ процессов.

Она лишь описывает то, что происходит и по каким законам.

 Никакая наука не объясняет СУТИ вещей, потому, что если бы это случилось однажды, мы смогли бы построить абсолютно новый мир из ничего!

Тем не менее, начинающий, наблюдая за тем, что показывает ему сенсей, пытается понять СУТЬ того, что сенсей делает.

 Здесь есть две принципиальные ошибки:

а) понять то, что делает другой человек НЕВОЗМОЖНО в принципе, даже с определенными поправками на то, что вы сами это уже испытали!

б) неверное использование интеллекта.

Разберем пункт "а".

 Если вы видите, что сенсей понимает ваши ошибки, исправляет их, то это происходит только по ОДНОЙ причине.

 Он их уже делал сам и сам для себя исправлял! Поэтому у него есть ОПЫТ исправления СВОИХ ошибок, и он знает НА ПРАКТИКЕ, что делать с вашими.

Если же вы пытаетесь научить вашего соседа по татами, что и как надо делать, не имея этого опыта, напишите у себя на лбу "Я - ИДИОТ, и я не знаю, как с этим бороться!" Может быть, вам помогут...

Посмотрим на это еще и с другой стороны.

 Представьте, что перед вами лежит слива. Но - вы ее никогда не пробовали.

Рядом со сливой лежит десятитомник под названием "Вкус сливы во всех его тонкостях".

 Вопрос: какова вероятность того, что прочитав эту книгу, вы узнаете вкус сливы?

 Правильный ответ - нулевая. До тех пор, пока вы не попробуете ее, любое словесное или иное описание не имеет смысла с точки зрения познания вкуса сливы.

 Если вы это понимаете, то почему же вы не понимаете абсолютно такой же ситуации в айкидо?

Невозможно познать то, что вам показывают до тех пор, пока вы своими собственными действиями не получите такой же результат, как и тот, кто вам это показывал!

 Невозможно утверждать, что айкидо не работает только потому, что оно не работает у вас!

 Также невозможно утверждать, что айкидо не работает, если оно не работает у кого-то еще - а в сети подобных роликов бездна...

Что касается пункта "б", то он связан с пунктом "а" напрямую.

 Большинство вместо того, чтобы действовать и получать результат, а затем с помощью интеллекта анализировать собственные ошибки на основе тех ощущений, которые получены в процессе ДЕЙСТВИЯ, пытаются интеллектом анализировать чужие действия, не имея в запасе тех ощущений, которые являются основой анализа.

 Это значит ставить телегу впереди лошади.

 Интеллект - это инструмент.

 Для каждого инструмента есть область его применения.

 Нельзя вилку использовать в качестве микрофона.

 Вернее можно, но результат будет совсем не такой, как если в место нее использовать настоящий микрофон.

Все это порождает корректный процесс познания техники и корректную последовательность действий для успеха:

а) восприятие - через глаза, использование зрительной памяти для для наиболее точного запоминания формы, положения тела, (использование на этой стадии интеллекта невозможно!)

б) действия - то есть повторение того, что вам показали, получение внутренних ощущений в теле, получение результата (использование на этой стадии интеллекта также невозможно!) в) анализ ваших действий, ощущений и результата полученных ВАМИ - здесь ОБЯЗАТЕЛЬНО использование интеллекта! то есть, использование интеллекта ВОЗМОЖНО и НЕОБХОДИМО только на стадии "в"!!!

Может возникнуть вопрос, а для чего же тогда сенсей объясняет технику, когда ее показывает?

 Это нужно для того, чтобы сфокусировать ваше внимание на определенных сторонах выполнения техники и для постановки задачи.

 То есть он своим объяснением говорит: "Делать нужно то-то и то-то. ДЕЛАЙТЕ!"

Как облегчить восприятие и запоминание на стадии "а"?

Наилучший результат получается, если глядя, как делает сенсей, вы внутри себя за ним повторяете то, что он делает ОДНОВРЕМЕННО с ним.

 Не надо вставать или пытаться физически повторить все его действия при показе.

Во-первых вы все равно не успеете сделать все то же самое,

во-вторых вы будете отвлекать других,

в-третьих надо учится делать технику внутри себя - если это удастся, то вы сможете так же легко управлять своим телом в нужный момент.

Как упростить себе и восприятие и действия?

Самый простой и проверенный способ - изучение одиночной техники.

 Вся парная техника состоит из последовательности одиночных техник и, иногда, каких-либо дополнительных деталей.

 Если вы делаете одиночную технику корректно, разбираетесь в ней, то потом, когда вы будете смотреть, что делает сенсей, вы будете видеть "состав" парной техники.

 Ее будет намного легче повторить впоследствии.

Более того, если вы не знаете, как делать одиночную технику, то вы НИКОГДА не разберетесь в том, что происходит в парной технике!

ВОТ ТАК ТООО...........!!!!!