МОРИХЕЙ УЭСИБА О ВАЖНОСТИ УЧЁБЫ

1. Изначальная цель будо - убить человека одним ударом. Поэтому вы должны беспрекословно слушаться своего учителя во время занятий и никогда не вступать в соревнования.

2. Изначальное будо - это обучение, посредством которого единица соединяется с целым. Поэтому вы должны заниматься в полном понимании того, что окружает вас. Вы должны сохранять это понимание и постоянно находиться в состоянии готовности.

3. Вы всегда должны заниматься в духе радости. 4. Ваш учитель может вам дать только набросок, намек здесь и там, чтобы направлять вас. И только через постоянную практику вы сможете овладеть возможностью использования этой тайны. Учитесь понимать ваше тело. Hе пытайтесь выучить как можно большее число приемов, но тщательно изучайте их один за другим и сделайте каждый из них своей собственной техникой.

5. Вы должны начинать ежедневные занятия с правильной разминки. Это укрепит тело и предотвратит ненужные травмы. Первые десять минут занятий должны быть менее суровыми, чем последующие. Hет никакой необходимости в травмах, даже для взрослых людей. Помните, что занятия должны доставлять вам удовольствие. Вы должны добиться понимания истинной цели ваших занятий.

  6. Изначальное будо - это занятия в духе гармонии. Его цель - создание истинно человеческих существ, которые улучшат мир. Техника - это секретное обучение, показывающее секретный принцип будо. Ее нельзя показывать всем людям без разбора, тем более тем, кто может злоупотребить ею.

  Словесные наставления необходимы для того, чтобы провести ученика через истинный путь, в то время как мастерство в искусстве обретается лишь в постоянном самовоспитании ("Трактат о тринадцати позициях").

Взаимоотношения учителя и ученика на Востоке весьма специфичны и не могут быть охарактеризованы в двух словах.

 Мы часто будем обращаться к этому вопросу, а сегодня вам предлагаются две иллюстрации на эту тему.

В "Хрониках Шаолиньского монастыря" можно встретить забавную историю, повествующую о смысле занятий ушу.

 Как-то раз к наставнику Шаолиньского монастыря Чаошую (ХV век), чье имя еще при жизни превратилось в легенду за его блестящее мастерство в боевых искусствах, пришел его бывший ученик, который занимал высокую должность старшего наставника по боевым искусствам в одном из соседних монастырей.

Решив тонко намекнуть на свою преданность пути ушу, бывший ученик горделиво отметил: "Я с раннего утра и до заката преподаю ушу монахам, и, как мне кажется, мне неплохо удается донести до них суть этого великого искусства". - "О, да вы счастливый человек! - воскликнул Чаошуй. - Я уже полвека по мере своих скромных сил занимаюсь ушу, но так и не сумел найти слов, чтобы выразить смысл этого. Впрочем, кажется, и я когда-то знал это, да потом все позабыл!".

Чаепитие вдвоем.

В средневековой Японии было принято следующее: ученик перед тем, как получить разрешение на учебу в монастыре, был обязан лично встретиться с Учителем.

 Согласно существующей традиции, Учитель должен был приготовить чай.

 Однажды высокоодаренный и достойный юный ученик пришел к Учителю для подобного собеседования.

 Когда они вместе сели за столик, юноша с воодушевлением стал рассказывать о своих талантах и знаниях.

Мастер предложил ему выпить чашку чая. Ученик согласился и... безо всякой паузы продолжал рассказ.

Hеожиданно вдохновленный рассказчик вскочил, испуганный, так как чай пролился на стол и попал ему на ноги. "Учитель, чашка так полна, что все переливается через край!" – воскликнул он.

 Учитель тем временем продолжал разливать чай, проливая на стол и пол. "Ты поступаешь так же, - ответил Учитель. - Пожалуйста, уходи и возвращайся тогда, когда будешь пуст и почувствуешь больше надобности в моем учении".

 

"Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира".

Морихеи Уэсиба