29.10.2015

ТАЙНА ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (часть 2)

Краеугольным камнем философии в боевых искусствах востока лежит философско-религиозное понятие буддизма.

 И особое место в религиозных воззрениях буддизма занимают “четыре благородных истины”, сформированных Сиддхартхой. Разделение мира, бытия, на два мира или состояния человека; нирвана и сансара, позволило  Бодхидхарме разработать свою методику перехода из одного состояния в другое или находиться в двух состояниях одновременно. Эта методика и явилась основой тайного учения.

Наиболее красиво и понятно сказал о методике тайного учения японский по-эт ХIII века Минамото Санэтомо

Где боги живут?

Где обитают будды?

 Ищите их Только в глубинах сердца

Любого из смертных людей...

Единство тела и духа - вот основной принцип тайного учения. Верность ему прослеживается и в китайских и в японских школах боевого искусства, от основателя Шаолиньской школы у-шу Бодхидхармы, до современных школ каратэ, айкидо и других.

В свое время Бодхидхарма назвал тайное учение “костным мозгом”.

 Что же из себя представляет “костный мозг” учения и почему через полторы тысячи лет мы испытываем интерес к столь древней философской системе?

Необходимо отметить, что последователи Бодхидхармы ожидали от формы буддизма “чань” очень многого, считая этот путь прямой дорогой к бессмертию.

 Знаменитый китайский поэт раннего средневековья Ван Вэй, живший в 699 - 759 г.г., восторженно отзывался о буддизме “чань”, называя его источником золотистой пыли, дарующую вечную жизнь.

В чем же суть чаньских представлений? Почему они смогли стать тем мощным внутренним стержнем, который определил эффективность многих восточных систем самозащиты и ведения поединка от у-шу до Айкидо.

Буддизм провозглашает жизнь человека, во всех ее проявлениях - страданием.

 Каждый подвержен страданию, вне зависимости от его эмоционального состояния в данный момент.

 Человек страдает независимо от того, занимает он вы-сокое или низкое общественное положение, богат он или беден. Страдание - постоянная принадлежность, атрибут человеческой жизни, форма существования личности.

 Вот так говорится об этом в старом буддийском тексте :

 “В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение - страдание; расстройство здоровья - страдание; смерть - страдание; скорбь, горе, несчастье и отчаяние - стра¬дание; союз с нелюбимым - стра¬дание; разлука с любимым - страдание; невыполнение страстно желаемого - страдание.

Короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность - страдание”.

Но как считают буддийские наставники, такое существование, пропитанное страданием, противоестественно.

Необходимо избавиться от этой формы бытия, основанной на муках души, и заменить ее на иную.

Следующая основная посылка буддизма утверждает, что страдание имеет причину, которая состоит в неправильном понимании своего места в мире, в появлении в сознании мысли: “Это - Я, это - мое”.

 Буддизм считает, что нет такого начала, как “Я”.

 Известный исследователь буддизма О. О. Розенберг так выразил эту мысль:

 “Мы не имеем права обособлять части общего узора и говорить: “Вот солнце, вот “Я”. Нет солнца, нет “Я” в смысле чего-то самостоятельно существующего. Есть лишь узор; “личность, видящая солнце одна неразделенная картина...

 Согласно учению буддизма, каждая личность со всем тем, что она есть и мыслит, со всем ее внутренним и внешним миром, есть не что иное, как временное сочетание безначальных и бесконечных составных час-тей, как бы лента, сотканная на известном протяжении из безначальных и бесконечных нитей.

Когда наступает то, что мы называем смертью, жизнь с определенным узором как бы распутывается, но те же самые не обрываемые нити соединяются  вновь, из них составляется новая лента с новым узором. Бесчисленные нити (в буддизме их называют дхармами), из которых соткана личность, составляют как бы пучок ниток, которые в ткани соединяются в тот или иной узор (основу); ни одна не может войти в другую основу, в чужую личность, которая есть такое же обособленное сочетание нитей. Буддийское учение о перерождении, таким образом, не есть переселение души в новое тело, “это именно перерождение, те же самые нити, создавшие Петра, вместе с его телом, с его миром, будут Иваном, с его телом и его миром”.

 Основная цель существования индивида - достижение истинного бытия - нирваны, приводящей к полному освобождению от страданий. Это обозначается как достижение “состояния Будды”. Не случайно самому Гаутаме приписываются слова : “Прежде и теперь я разъясняю и показываю лишь истину о страдании и избавлении от страдания”.

Сансара - это тот чувствительный мир бытовых забот, в котором индивид пребывает в повседневной жизни до вступления в нирвану. В классическом буддизме нирвана и сансара противопоставлялись.

Положения , рассмотренные выше, общие у классического буддизма и учения чань. Последующие положения характерны только для школ буддизма махаяны.

 1. Нирвана и сансара не разные состояния, они тождественны. Между ними нет границ ни во времени, ни в пространстве. Тот, кто находится в сансаре, то есть каждый живой человек, одновременно находится и в нирване. Однако нирвана обычно недоступна ему в силу несовершенства, “омрачённости” его сознания. Нирвана при этом рассматривается как состояние, в котором сознание очищено. Она, таким образом, является особым психологическим состоянием личности.

 Исходя из этих представлений, суть спасения человека от страданий заключается в такой перестройке сознания, когда сансара отступает и перед человеком предстает “мир истиной реальности”. Как видно, нирвана и сансара в чань - это всего лишь разные психологические состояния индивида. Такой перенос акцентов в древности с мистики в области психологии, способствовал интенсивному поиску практических методов “проникновения” обыденных представлений (сансары) и выходу на новый уровень сознания, когда явления окружающего мира как бы отступают на задний план.

2. Первоначально считалось, что на пути от сансары к нирване человек должен затратить много усилий, для этого нередко не хватало и самой жизни. Дальнейшее смещение интересов буддийских учений в область практической психологии выразилось в тезисе о “ внезапном постижении истины”, то есть о прозрении нирваны, скрываемой за сансарой, не путем молитв, изучения канонических текстов или длинного ряда перерождений, а в течение короткого промежутка времени.

 При этом “состояние Будды” можно достичь в настоящей жизни, причем внезапно и мгновенно. Достаточно лишь специальным методом, своим для каждой школы буддизма, привести сознание в особое состояние.

 3. Методы преодоления “омрачённости” сознания - практическая психотехника отличалась у разных школ китайского буддизма. В школе чань для “постижения истины” применялась в основном методика созерцания. Созерцание использовалось как способ подготовки сознания к достижению “просветления”, а также для подготовки повторного переживания этого состояния.

 Считалось, что, находясь в таком “просветленном” состоянии, человек как бы обновляется, проникается необыкновенным спокойствием, чувством слияния с природой. Для достижения “просветления” в школе чань были выработаны методы психотренинга, включающие длительную сидячую подстанцию (цзо-чань), неожиданные не спровоцированные удары кулаком, посохом, любым другим предметом, толчки, щипки, неожиданные окрики, парадоксальные диалоги, называвшиеся вэнь-да, загадки - гуниань.

 Все эти упражнения направлены на разрушение обыденных психологических структур. Результатом такой ломки и было достижение нирваны, “просветление”. При умелом применении указанные способы интенсивно воздействовали на сознание монахов, приводили их в особое состояние, которое, по мнению известного исследователя чань Сэкидо Кацуки, можно описать цитатой из Достоевского.

 Известно, что великий русский писатель страдал эпилепсией и перед приступом, как это бывает иногда при течении данной болезни, испытывал так называемое изменение состояния сознания. Оно было кратковременным и вызывалось болезнью. Вот как он сам описывал его : “За несколько мгновений до припадка я испытываю чувство счастья, какое совершенно невозможно вообразить в нормальном состоянии и о котором другие люди не имеют никакого понятия. Я чувствую себя в полной гармонии с собой и с целым миром, и чувствую до того сильно, до того восхитительно, что за несколько секунд такого блаженства с радостью отдашь десять лет жизни, если не всю жизнь”.

Конечно, такое состояние великого писателя было проявлением болезни и возникало по совершенно иным причинам, чем при медитации чань. Оно лишь является иллюстрацией того, что в чань-буддизме называют самадхи - “просветлением”.

 Психорегулирующее, настраивающее воздействие чаньской медитации было ценным в ситуациях поединка, когда особенно важно собраться, успокоиться и сконцентрировать все свои возможности на короткий промежуток времени, отпущенном на размышление.

Считалось, что в этом случае медитация чань будит “действительный разум”, который превосходит в бою разум словесный. Знаменитый мастер боевых искусств по имени Такуан так говорил об этом :“Действительный разум - это врожденный разум, а словесный разум, приобретенный жизненным опытом через впечатления. Цель состоит в том, чтобы вернуть разум в естественное состояние чистоты, в котором он находится при рож-дении”.

“Изысканное блюдо не пахнет чем-то одним, прекрасная мелодия не складывается из одного тона”, - говорят на Востоке.

 Это в полной мере относится к системе психо регуляции, основанной на чань-буддизме. Область их применения не ограничивается лишь воинскими искусствами.

Современные авторы книг по боевым искусствам востока непременно включают раздел психологической подготовки бойцов. Так, например, И. Горевалов в книге “Боевые искусства мира” пишет о психотренинге следующее : “Вся работа с сознанием в ДЗЭН проводится с той целью, чтобы вывести психику на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а так же чтобы мобилизовать скрытые возможности человека, заложенные в его природе, но способные раскрыться только в определенных состояниях.

 Практика саморегуляции ДЗЭН направлена на то, чтобы человек научился произвольно достигать такого состояния высшей мобилизации своих физических, энергетических и духовных сил и в случае необходимости мог воспроизводить это состояние”.

Работу с сознанием можно вести и прямым воздействием на него, путем применения специальных методов мышления на иной канал мышления и уровень функционирования, и непосредственно, через работу с телом и дыхани¬ем, состояние которых в известной мере определяет характер функционирования мозга и нервной системы.

Приблизительно так психотренинг описывают все авторы. На первый взгляд - всё правильно. Но только внимательно начнете читать эти строки, то сразу возникает масса вопросов.

Например:

1. Что за уровни психики восприятия мира?

2. Что такое энергетические и духовные силы?

3. Какими физическими возможностями должен обладать человек, чтобы сдвинуть железнодорожный вагон с места?

4. Почему в критических ситуациях человек может подпрыгнуть на недосягаемую высоту, перепрыгнуть через ров и т.д.?

Тайна осталась тайной. И данное описание психотренинга в общем ничего не дает, то есть мы возвращаемся на полторы тысячи лет назад, а может быть и дальше - к 500 го¬дам до н.э..

Но возникает один вывод :

Если занимаешься боевыми искусствами востока, начиная от ушу до айкидо - Тебе надо постигать не только технические приемы и действия, но и развивать душу путем психотренинга....под руководством своего учителя или наставника...или как написано в начале статьи: Объединять в одно целое душу и тело..

  


Возврат к списку